Психология эволюции

Индиго

«Поведать хочу об измененьи форм, что с телом происходят. Все твари на земле. Сама земля и небо меняются... И мы как часть творенья не можем не стремиться к измененью».

                                                                     Овидий

Конечно, говоря об эволюции человека, мы будем иметь ввиду не изменение форм, а изменение сознания и реализацию заложенного в человеке-подобии Бога потенциала.

 П.Д.Успенский дал «…  два определения психологии. Во-первых, … сказал, что психология есть изучение возможной эволюции человека; во-вторых, что психология есть изучение самого себя».

Традиционная психология в лице Абрахама Маслоу решает вопросы эволюции по-своему.    Главной движущей силой эволюции признаются потребности человека, и человек «растёт» переходя от низших потребностей к высшим. Маслоу полагал, что эти потребности можно разделить на несколько основных категорий:

  1. Низший уровень — физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Высший уровень — потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.  Потребности не находятся в неразрывной последовательности. Хоть такая закономерность и имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Какой бы «набор» потребностей не реализовывался конкретным человеком, высшей его реализацией признаётся уровень самоактуализирующейся личности: 

«Самоактуализация — это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей.

Самоактуализация — это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, — каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста»

Самоатуализирующейся (или самореализующейся) личности принадлежат замечательные качества, которые и делают её таковой:

— Более эффективное восприятие реальности. Здесь речь идет о том, что человек чаще видит окружающую реальность, какова она есть.  Он в меньшей степени подвержен навязанным стереотипам восприятия и понимания.

— Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью не относиться к себе сверхкритично. Таким же образом они воспринимают других людей и не имеют склонности их поучать и контролировать. Их мировосприятие включает в себя понимание необходимости страданий, старения и смерти.

— Непосредственность, простота и естественность. Им чуждá демонстративность.

— Сосредоточенность на проблеме.

— Независимость и потребность в уединении. Самоактуализирующиеся личности очень оберегают свой внутренний мир от различного рода посягательств, и в этом плане предпочитают одиночество. Подобного рода поведение весьма часто воспринимается другими людьми как высокомерие, равнодушие и пр., но самодостаточных людей это мало волнует.

— Глубокие межличностные отношения. Круг их друзей бывает небольшим из-за серьезных нравственных и временных затрат, необходимых для поддержания столь высокого уровня межличностных отношений.

— Автономия: независимость от культуры и окружения.

— Свежесть восприятия.

— Вершинные или мистические переживания.

— Демократический характер. Отсутствие предубеждения к людям любых рас, национальностей, религиозной принадлежности, пола, возраста, происхождения, профессии и пр.

— Равнодушие к социальному статусу собеседника.

— Разграничение средств и целей. Самоактуализирующиеся личности Маслоу четко определяют границы между добром и злом (разумеется, с их точки зрения), дозволенными и недозволенными средствами достижения целей.

— Креативность. Это может выразиться в создании произведений науки и искусства, философских трактатов, монографий, романов, стихов, картин, музыки. Но Маслоу расширяет это понятие и полагает, что креативность может распространяться на самые незначительные и повседневные действия.

— Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди, хотя и взращены в пределах определенной культуры, все же сохраняют с ней некие особые отношения — если хотите, нечто наподобие субъективной автономии, а если к этому добавить уверенность в себе, то становится понятным их независимое поведение в существенных социальных коллизиях".

Здорово! На первый взгляд это действительно высочайшая планка эволюции. Тем более, что Абрахам Маслоу не одинок в придании именно этих качеств «сверхлюдям». Всё — то же самое признаётся в мистических учениях, например в нагуализме, и все вышеперечисленные качества — качества толтека. Но не надо забывать, что Маслоу все эти качества описал, анализируя тип людей, которые часто естественным образом оказываются в числе  интеллектуальной  и  нравственной  элиты человечества. По «понятиям» современного социума, для человека естественно стремиться в «элиту», а как иначе? Увы, реальность такова, что не все стремятся туда, почему? Неужели, те — кто «за бортом» элитарных сообществ самого разного толка, ущербны? Может быть, эволюцией движет другая сила? Может быть, стоит поговорить о «точках сборки» эволюции с разных позиций, вспомнив, что та же психология – наука (в первую очередь) о Душе? И говоря об эволюции Человека, надо в первую очередь говорить об эволюции Души, тем более, что она вечна. Та эволюция, которую предлагает А.Маслоу — логична. Мы же будем говорить о, скрытой от традиционно взгляда, «возможной эволюции» Человека-триединого.

Изучать Человека с позиций «возможной эволюции»  позволяет, будучи наукой обеспечивающей прогресс, именно Кинезиология и, рождаемая ею, «другая» психология. Эта психология пока не имеет названия, да и не в названии дело. Эта психология не уводит человека в частности, как традиционная, поделившая себя на множество частных, пытающихся осознать «слона», держась то за «хвост», то за «хобот». Метод «другой» – синтез — привлечение любых знаний для изучения любых проявлений Человека-микрокосма. «Изучение же самого себя»  есть, ничто иное как, осознанность, дающая человеку право в полной мере (и вере) реализовывать свой Выбор! Реализовывать этот Выбор не только в пользу Эго, но и в себя Человека «триединого», Человека-микрокосма. Но здесь стоит задать себе вопрос: психология, будь она «другая» или «традиционная», может обеспечить человеку действенное и окончательное избавление от проблем?

«Понимание человека как самоценности, как способного к развитию вне любых „заранее установленных масштабов“ — великая заслуга философской мысли. Но психология, как правило, не может прямо и непосредственно приступить к изучению этих и других умопостигаемых сущностных свойств».

                                                                                           С.Б.Братусь 

Увы, но без постижения «сущностных свойств» и самой «сущности» процессов человеческой реализации, любая психология  становится, мягко говоря, несостоятельной. В первую очередь это касается психологии традиционной, так как будучи призванной стать наукой о Душе, стала наукой об её отсутствии.  По словам российского философа С.Л. Франка: «Прекрасное обозначение „психология“ — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для другой научной области ... мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учения о душе и замены учениями о закономерностях так называемых „душевных явлений“, оторванных от их внутренней почвы и рассматриваемых как явления внешнего мира».

Традиционная психология решает вопросы осознания человеком себя путём всяческих наблюдений, анализа, проведения всевозможных тестов, игр и т.д. Причём все выводы подаются в контексте аксиомы: человек живёт ради цели, а потому предметом осознания и исправления являются те моменты, которые препятствуют достижению этой цели. А высшей целью ставится самоактуализация (самореализация). Всё очень и очень логично. Но в таком случае, «точкой сборки» признаётся Эго – то, что человек знает о себе как элементе конкретного Социума.

Работа с человеком доступна и ведётся лишь на уровне осознания, попыток адаптации, тренинга и ментального насилия. Новое, создаваемое человеком путём прохождения им всяческих тренингов, психоанализа, гипноза, коучинга, системных расстановок, зачастую, некорректно к его блокированному потенциалу. А иногда, желаемое самим человеком, вовсе ему противно, так как нет у него естественных возможностей реализовать это желаемое.  Это не значит, что человек не сможет «взять» какую-нибудь практику, специальность или «отношения».  Это означает, что, «ломая» себя, он рано или поздно себя «сломает». Для того чтобы этого не произошло, человеку очень важно «осознать» себя именно с позиций триединства в нём Тела, Разума и Души.

«Другая» психология, став психологией Души помимо осознания и адаптации даёт возможность использовать принципы Айкидо.

С позиций триединства «точка сборки» несколько иная. Целью принимается не цель Эго – успешность в любых смыслах, а реализация Высшего предназначения – прохождения Душой пути познания Абсолютной Любви. Этот путь подразумевает некие кармические уроки – задачи, для решения которых, Душа выбрала тело физическое определённых кондиций (структур) от которых зависят способы взаимодействия человека с окружением. Говоря об окружении, следует иметь ввиду Ноосферу, а не только человеческое общество. Само понятие «Ноосфера» тоже требует переосмысления. Активным элементом ноосферы Человека является Большой Космос. Рождена уже наука «Ноокосмология». Следует помнить, что выбор Душой способов взаимодействия Человека продиктован необходимостью собственного (Души) развития. Развитие же возможно только через конфликт. Изначальная гармония ведёт к стагнации системы. Человек должен стремиться к этой гармонии, к этому равновесию системы – себя, через преодоление  конфликтов. Именно поэтому, приходится с удивлением наблюдать - насколько человек бывает противоречив.

«Другая» психология, рождаемая кинезиологией, вводит новые точки «сборки», относительно которых человек и будет осознавать себя.

Но вот кардинально, что-то изменить, наверное, не удастся и ей! Всё-таки, коль Человек существо «программное», надо восстанавливать его родное «программное обеспечение». Это работа не психолога, а кинезиолога. Без исправления прошлого, новое – корректное человеку, создать едва ли удастся.