Почему «Стресс-Айкидо»

айкидо«Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на помощь отцу, если бы только умел драться.

В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому, состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более сильного бойца.

Мистические озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в жаркий день. “Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное. С самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер. Это не так.

Сила имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий, которое вы можете выполнить. Айкидо явилось чистым продуктом видения и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В сотнях додзе (зал для занятий Айкидо) по всему миру айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное намерение может поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно принять, но ведь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим образом, чтобы понять силу объединенного намерения».

«Айкидо» давно интриговало меня лёгкостью, с которой Стивен Сигал побеждал противников независимо от их числа, комплекции и умения. Это было красиво, пластично и экономично, хотя, на мой взгляд, иногда, излишне жестоко. Но жанр вестернов и боевиков обязывал. А поскольку всё в жизни имеет аналогии, то сравнение айкидо с моей практикой буквально «ломилось в дверь» и требовало информации и размышлений. Информация пришла вместе с книгой «Айки-тактикА в повседневной жизни» Терри Добсона и Виктора Миллера. Приведённые здесь цитаты взяты мной из этой книги. Данные авторы предложили всему миру для достижения успешности тактику разрешения конфликтов, потому как именно в конфликтах, по их мнению, кроется «корень зла». Именно конфликты ограничивают реализацию и успешность, и подлежат «искоренению». Но ведя «прямые» боевые действия, конфликт не только не разрешишь, а вовсе наоборот – его пламя будет разгораться всё ярче. А вот принципы, которые авторы позаимствовали в айкидо, позволяли разрешать конфликт эффективно и с наименьшими затратами.

«Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры, которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.

Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и тренировочного процесса)».

И вот теперь айкидо, вернее Айки-тактика сошлась с «Сакральной» кинезиологией. А породнила их опять же «любовь» к конфликтам. Ведь главной составляющей «Сакральной» является именно «кинезиология конфликтов». Презанятнейшим, «знаковым» оказался этот способ взаимодействия чего-то или кого-то с чем-то или кем-то – конфликт. Определяющим, хотя и парадоксальным на первый взгляд, является то, что:

«Целью всего конфликта является восстановление гармонии».

Но ведь именно во имя гармонии все практики, во имя гармонии все стремления человека идущего путями духовного роста или просто бегущего от неприятностей. И зачем ему тогда конфликты? Ведь получается: если больше конфликтов – больше гармонии! А их итак предостаточно:

«Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни, когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что мы такие ленивые...

Мы жаждем … неуловимой гармонии. Будучи не в состоянии найти её, мы начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам, универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо, чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.

Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто никогда не говорил нам об очень важных вещах:

— конфликт не плох и не хорош, он просто существует;

— конфликт абсолютно необходим практически для всех жизненных процессов и необходим для жизни в целом;

-  гармония неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает;

— вы не можете избежать конфликта, он часть нашей биологии, нашей психологии и нашей повседневной жизни;

— вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным способом».

А нужно ли в таком случае каким-то образом вообще противостоять конфликту? Может быть, стоит «погрузить» себя в конфликт или даже «море конфликтов» и получать блаженство, смакуя свои неприятности? Многие именно так и поступают. И их нельзя винить за это – ведь каждый пришёл пройти свои уроки. Они избрали себе именно такой урок. Другое дело, что в «школе жизни», как и в любой школе, есть отличники, хорошисты, троечники и двоечники. Есть учителя, наконец! И весь процесс обучения в этой школе – процесс наших взаимодействий. И вполне вероятно, что урок пройден, но «учитель» не объективен и ставит плохую оценку,  а то и вовсе на второй год оставляет; партнёры по «обучению» никак не могут разобраться со своими уроками и помощи от них никакой, а то и вовсе вред. Да и сам человек, проходя данный «урок» имеет столько «хвостов», что до главного «урока» руки не доходят. И обратил бы внимание, и все усилия бы туда, да вот беда – на уровне сознания нет вовсе никакой информации об этом. Так что, опустить руки и плыть по течению в поисках гармонии, в поисках «тихого берега»? Спросим у авторов «Айки-тактики».

«Вам, возможно, так никогда и не удастся найти тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это результат конфликта, возникающего между скалой и водой), но вам не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.

То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его переживания и новый способ реакции на него. Самое время начать рассматривать конфликт как функцию природы вместо того, чтобы воображать, что это наказание за неудачу Адама и Евы с яблоком.

“Айкидо” в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас переживает, сталкиваясь с конфликтом».

Айкидо для достижения гармонии предлагает именно гармоничные методы разрешения конфликтов. Это не прямое противостояние и нанесение противнику сокрушительных ударов (ещё неизвестно – кто кого).

«Это:

  1. Отпор
  2. Уход
  3. Переговоры
  4. Ничегонеделание
  5. Обман
  6. Айки (слияние)

Очень важно понять, что в Айки-тактике эти возможности ни в коей мере не содержат в себе никакого оценочного значения. Пока они сознательно применяются, они ни хороши и ни плохи, ни правильны и ни неправильны. Они соответствуют событиям конфликта или не соответствуют им. Так что …, постарайтесь забыть ваши прошлые представления о том, что “драться” это хорошо и по-мужски, а “ничего не делать” – плохо и трусливо.

Как можно быстрее избавьтесь от идеи, что Уход – это эскапизм или отсутствие здорового спортивного духа. Переговоры не более и не менее разумны, чем любая другая форма ответной реакции. Ничегонеделание – это не уклонение; это ничегонеделание. Обман – это не грех, это всего лишь способ справиться с нападающим. Он не более забавен и не менее достоин, чем любое другое средство».

Все перечисленные выше методы присутствуют и в кинезиологии. Единственным отличием является то, что противник наш – мы сами. Это наши субличности, которые «разбирают» в нас наши конфликты. Результатом их «разборок» является наша прогрессия или наша стагнация. Достоинством «Айки» подхода является то, что он не допускает прямого противостояния и подавления «неугодных» в данный момент субличностей (например, страхов), а обеспечивает собственно «Айки» — слияние. Это позволяет объединить энергии всех противоборствующих субличностей в едином стремлении прогресса. Ведь человек – система стабильная и в то же время динамичная во всех ипостасях. В человеке постоянно идёт «кругооборот» энергий. Они плавно «перетекают», преобразуются друг в друга. В человеке есть всё: добро и зло, чёрное и белое, здоровье и болезни, позитивная и негативная энергии. В каждом живёт «праведник» и «грешник». И одно оберегает от другого. Праведник не был бы праведником, если бы грешник постоянно не напоминал о том, что есть грех. Как будешь творить добро, если не знаешь, что такое зло? Те же страхи предупреждают человека об опасности, другими словами – хранят его. И всё дело в гармонии. И гармония может быть двояка. Может быть гармония разрушения, и может быть гармония созидания. Каждому важно решить для себя – какой гармонии хочется ему. И вот здесь мы опять приходим к феномену «осознанности». Ведь если осознаёшь себя «личностью» в конкретном социуме – одна гармония, если частичкой Бога, проходящей в данном воплощении путь познания абсолютной Любви – другая. Особенно важно, осознав свою гармонию, принять в себе и то, что её разрушает. И осознав свою «тёмную», вернее, альтернативную сторону, сделать её союзником в достижении желаемой гармонии. Именно это и позволяет сделать кинезиология, так как использует «Айки» принципы. Ни в коем случае не воевать с собой, не стоять у себя на пути, не «съедать» себя за неправильно совершённые действия. Это – просто наказание (уничтожение) себя. Важно понять, зачем и почему это было сделано. Осознав это, мы можем перевести энергию разрушения в энергию созидания.

«Мы знаем, что человеческое общество построено на основе этих уз (любви и дружбы), но мы должны признать тот факт, что эти узы стали слишком ограниченными, чтобы вместить все, что они должны вмещать. Они предотвращают агрессию только между теми, кто знает друг друга и является друзьями, в то время как должна быть остановлена вражда между всеми людьми всех наций или идеологий. Очевидный вывод заключается в том, что любовь и дружба должны объять все человечество, что мы должны любить всех наших человеческих братьев, не делая никаких различий».

                                                                         Конрад Лоренц, “Об агрессии”

Всё то же можно сказать и о себе. Важно строить отношения в себе множества своих Я, своих субличностей на основе уз любви и дружбы.

Осталось только определиться, почему не просто айкидо, не психологическое айкидо, а «Стресс-Айкидо». Да потому, что причина «застревания» в процессе мирного разрешения конфликта лежит в области стресса. Это может быть стресс эмоциональный, а может быть стресс «ситуационный», то есть стресс, выраженный неадекватными системой убеждений или моделью поведения, которые реализуются субличностью или целой группой субличностей. В кинезиологической коррекции, для разрешения этих стрессов, и используются вышеперечисленные Айкидо-принципы.